ГлавнаяСтатистикаГражданамВ трудной жизненной ситуации

В трудной жизненной ситуации

  1. Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признаки инвалидности
  2. Безработные граждане (категория граждан, не имеющих работу)
  3. Сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей)
  4. Одинокие пенсионеры (категория граждан, не имеющих детей и близких родственников)
  5. Малообеспеченные пенсионеры, категория граждан, имеющих пенсию ниже прожиточного минимума).
  6. Лицо БОМЖ — без определенного места жительства и занятий (гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства)

Бездомность. Современный облик проблемы и пути её решения.

Лицо  без  определенного  места  жительства (БОМЖ, бездомный) – что  скрывается  за  этими  формулировками.
Бездомный  – это человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, обусловленной состоянием бездомности, то есть:

  • не имеющий права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, которое он мог бы использовать для проживания или пребывания;
  • не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

В  соответствии  с  законодательством, под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Как видно из  определения, проблема бездомности имеет два основных взаимосвязанных аспекта, формирующих трудную жизненную ситуацию:

  • Социальный – отсутствие жилья и комплекс проблем, с этим связанный – это отсутствие у людей самых минимальных условий для поддержания своей жизни, здоровья и санитарно-гигиенического состояния (отсутствие возможности мыться и стирать белье, пользоваться постельными принадлежностями, туалетом, отсутствие доступа к горячей пище и питьевой воде и т.д.). Длительное пребывание в подобных условиях ведет к утрате социальных навыков: трудовых навыков, навыков ухода за одеждой, за телом, навыков поддержания своего внешнего вида, приготовления пищи и т.д.);
  • Правовой – отсутствие регистрации и ряд проблем с этим связанных – существенное поражение в гражданских правах (затруднение возможности доступа к трудоустройству, к медицинским и социальным услугам, ограничения во многих сферах жизни, связанные с отсутствием регистрации, а часто и документов, удостоверяющих личность).

Основные типичные последствия бездомности для человека:

  • тяжелое экономическое положение гражданина;
  • тяжелейшие условия существования;
  • серьезные проблемы со здоровьем;
  • социальная изоляция.

Масштабы  проблемы:
Численность бездомных в точности никому не известна, по различным экспертным оценкам она составляет от 2 до 4 % населения страны, при чем в эту цифру попадают только граждане, находящиеся в «острой форме бездомности», то есть уличная бездомность.
В Свердловской области статистика выявления и учета бездомных выглядит следующим образом:

Выявлено лиц  БОМЖ  за 1 полугодие 2017 года   2863 чел.
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2016 году 5330 чел.   
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2015 году 5872 чел.
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2014 году 6430 чел.
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2013 году 7880 чел.
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2012 году 6771 чел
Выявлено лиц  БОМЖ  в  2011 году:

8403 чел.

Выявлено лиц  БОМЖ  в  2010 году:

7377 чел.

Выявлено лиц  БОМЖ  в  2009 году:

6236 чел.

Выявлено лиц  БОМЖ  в  2008 году:

4298 чел.

Основные причины бездомности:

  • семейные обстоятельства (смерть родственников, конфликты, раздел имущества, лишение прав на жилье и др.) – как правило на фоне алкогольной зависимости;
  • мошенничество при совершении сделок с недвижимостью;
  • продажа жилья с последующей утратой средств (украдены, отданы за долги или пропиты);
  • отсутствие жилья на момент освобождения из мест лишения свободы.

Выбор средств, используемых соцработниками, чтобы вернуть человека к нормальной жизни, обусловлен следующими факторами:

1. «Внутренняя» специфика индивидуальной жизненной ситуации — проблема бездомности, как социальный недуг, может возникать и протекать в следующих формах:

  • острая форма бездомности – связана с фактической потерей жилья и регистрации, характеризуется утратой, в значительной степени, связей с обществом и крайне затруднительной ресоциализацией;
  • социально опасное положение – наличие в жизни гражданина устойчивых факторов и тенденций, содержащих ранние признаки социального неблагополучия и представляющих потенциальную угрозу формирования трудной жизненной ситуации

В зависимости от формы и «стажа» бездомности лица без определенного места жительства и занятия объективно подразделяются на две категории:

  • те, кто избрали этот образ жизни, не желают изменять его

Это, в основной массе, граждане, пребывающие в «острой форме бездомности» более года.
За указанное время человек вживается в совокупность поведенческих моделей и повседневных действий (практик), соответствующих идентичности «бомж», постепенно трансформируется психический статус личности посредством определения себя через практики.
Происходит вызывающая отчаяние проблематизация самых элементарных потребностей: гигиенические процедуры, прием воды и пищи, уход за одеждой и др. У “бомжа” сужается круг “доступных” практик, теперь они связаны с “борьбой за выживание”. Появляются новые практики: сбор бутылок, прошение милостыни, жизнь в подвале, на вокзале и т.д.
В биографиях бездомных возникает граница между их “нормальностью” в прошлом, а также обществом других “нормальных”, к которым человек принадлежал, и сегодняшним “я – ‘бомж’”. Последнее еще более углубляет социальную изоляцию сообщества бездомных, а также создает благоприятную основу для поиска выхода в постоянном употреблении алкоголя.

  • те, кто желают вернуться к нормальной жизни и нуждаются в социальной адаптации в общество

Это, преимущественно, граждане, пребывающие в «социально опасном положении», а также лица из числа находящихся в «острой форме бездомности» непродолжительное время.

2. «Внешняя» специфика индивидуальной жизненной ситуации — наличие одежды, пищи, документов, состояние здоровья, возраст, профессиональное образование, возможность восстановления семейных связей, прав на жилые помещения и т.д.
Система социальной защиты населения работает со всеми обратившимися и выявленными бездомными, помогая этим людям выжить в трудных условиях, однако приоритетным направлением является именно помощь в возвращении к нормальной жизни в обществе. И только с учетом индивидуальной совокупности «внутренних» и «внешних» факторов может быть выстроена эффективная работа по ресоциализации бездомного.
При этом, для достижения результата требуется слаженное взаимодействие целого ряда служб, как социальных учреждений, так и структур иной ведомственной принадлежности, негосударственных некоммерческих организаций. Одним из путей обеспечения такой консолидации усилий является выработка и внедрение на правовом и организационном уровне комплексной технологии ресоциализации лиц БОМЖ.
Проект такой технологии (технологической концепции) разработан Министерством социальной защиты населения Свердловской области с участием ведущих практиков социальной работы, в том числе представителей общественных организаций. На его основе уже осуществляется работа учреждений социального обслуживания населения, а также реализуется ряд социальных проектов негосударственных некоммерческих организаций:

Технологическая концепция организации работы по социальной адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации из числа лиц без определенного места жительства и занятий

Организационные этапы работы

Мероприятия

Ответственные за организацию

 

Этап I

 

«Работа в среде социального неблагополучия»

Активное выявление граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и на ранних стадиях социального неблагополучия — Участковые службы центров социального обслуживания населения
— Мобильные бригады центров социального обслуживания населения
— Органы внутренних дел
— Общественные и религиозные организации
— Администрации муниципальных образований
Формирование максимальной доступности социальной помощи для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе посредством создания сети пунктов социальной помощи на базе модульных зданий — Отделения срочного социального обслуживания центров социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
— Администрации муниципальных образований
Учёт лиц БОМЖ, проведение индивидуальных мероприятий:
— получение в ходе собеседования информации о личности гражданина
— первичные действия по выявлению и восстановлению социальных связей (работа с семьёй, родственниками)
— формирование у человека устойчивого намерения на возвращение к нормальной жизни, активизацию усилий в решении существующих проблем
— Организационно-методический центр социальной помощи
— Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
Информационная работа в среде лиц БОМЖ, направленная на распространение сведений о деятельности учреждений социального обслуживания, о возможности получения помощи — Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
Срочное социальное обслуживание, в том числе:
— Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости
— Обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами
— Содействие в организации экстренной медико-психологической помощи
— Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание и защиту своих интересов
— Организация работы пунктов обогрева в холодное время
— Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
Содействие в оказании медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях — Центры социального обслуживания населения
— Администрации муниципальных образований
 

Этап II

 

«Организация реабилитационного процесса»

Комплексная диагностика и составление при участии гражданина карты и плана его социальной реабилитации (КСР), включающих мероприятия III организационного этапа. — Центры социального обслуживания населения
Подготовительные мероприятия:
— организация медицинских обследований, необходимых для последующего помещения в учреждения социальной защиты, а также трудоустройства
— организация предоставления временного приюта в учреждениях социального обслуживания, либо через общественные организации – на период выполнения мероприятий III организационного этапа
— Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
 

Этап III

 

«Реабилитационные мероприятия»

Предоставление временного приюта в учреждении социального обслуживания, либо через общественные организации — Отделения временного проживания Центров социального обслуживания населения, Дом ночного пребывания
— Общественные и религиозные организации
— УФМС
Оформление регистрации по месту пребывания
Реставрация правового статуса:
— содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность
— содействие в оформлении инвалидности (при наличии показаний)
— содействие в организации пенсионного обеспечения (при наличии права)
— постановка на учет в службе занятости (для трудоспособных)
— содействие в восстановлении медицинских и иных документов
— Центры социального обслуживания населения
— УФМС
— Государственная служба занятости
Мероприятия по восстановлению социальных связей (работа с семьей, родственниками, подбор вариантов последующей трудовой деятельности по месту жительства семьи) — Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
Психологическая реабилитация (восстановление личности, выработка социальной компетентности) — Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
Содействие в организации возможности лечения от наркотической и алкогольной зависимости — Центры социального обслуживания населения
Выявление и содействие в реализации имеющихся прав на жилье, иное имущество — Центры социального обслуживания населения
Содействие в трудоустройстве гражданина, в организации, при необходимости, дополнительной профессиональной подготовки — Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
— Государственная служба занятости
— Администрации муниципальных образований
Содействие в решение вопроса дальнейшего проживания:
— возвращение в семью, своё жильё
— социальное или ведомственное, съемное жильё по месту работы
— для одиноких нетрудоспособных граждан помещение в интернат
— Центры социального обслуживания населения
— Общественные и религиозные организации
— Администрации муниципальных образований
— Стационарные учреждения социального обслуживания
Корректировка карты и плана социальной реабилитации гражданина, по результатам выполнения мероприятий III организационного этапа — Центры социального обслуживания населения
 

Этап IV

 

«Адаптация»

При необходимости, продление пребывания в отделении временного проживания или доме ночного пребывания трудоспособных лиц на период завершения реабилитационных мероприятий – в случае их затягивания не по вине гражданина. — Центры социального обслуживания населения
Возвращение в нормальную социальную среду, профилактика возможных патологических влияний:
— психологическое сопровождение гражданина и его семьи;
— сопровождение со стороны правоохранительных органов по месту жительства (пребывания);
— формирование здорового круга общения и интересов;
— содействие в профилактике и лечении от наркотической и алкогольной зависимости (при необходимости)
— Центры социального обслуживания населения
— Органы внутренних дел
— Общественные и религиозные организации
— Администрации муниципальных образований
При отсутствии возможности возвращения в нормальную среду по местам предыдущего проживания, моделирование её в специально созданных условиях в «Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» в целях социальной адаптации гражданина, закрепления результатов проведенных реабилитационных мероприятий — Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий

 

Этап V

 

«Ресоциализация»

Мониторинг по месту проживания — Центры социального обслуживания населения
— Органы внутренних дел
— Общественные и религиозные организации
Своевременная коррекция:
— консультирование
— предоставление социальной помощи и социального обслуживания
Методическое обеспечение деятельности по социальной адаптации лиц БОМЖ, разработка программ подготовки кадров, а также совершенствование взаимодействия заинтересованных служб — МСЗН СО
— Организационно-методический центр социальной помощи
Яндекс.Метрика