|
Ранняя помощь детям их семьям — это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Социальная технология ранней помощи детям — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Для обеспечения механизмов взаимодействия различных ведомств — здравоохранения, образования и социальной защиты — в ходе формирования ранней помощи рекомендовано создание Службы ранней помощи детям и их семьям.
Координатором деятельности Служб ранней помощи в Свердловской области выступает ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» // http://xn----itbb4apbbhbdq1a.xn--p1ai/).
В поэтапном процессе деятельности Службы ранней помощи ресурсно-методического центра ранней помощи выделяют следующие задачи:
– улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
– повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
– повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
– включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Направления оказания ранней помощи включают:
• междисциплинарную оценку состояния и развития, условий проживания и воспитания ребенка;
• разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи;
• проведение совместных активностей с ребенком и семьей;
• подбор и обучение ребенка различным способам коммуникации;
• помощь родителям в освоении различных способов взаимодействия со своим малышом и специфических методов обучения ребенка с целью его оптимального развития;
• помощь родителям в организации развивающего пространства в домашних условиях;
• подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение (См.: Служба ранней помощи детям и их семьям / ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» // http://xn----itbb4apbbhbdq1a.xn--p1ai/).
Критерии (показатели) для предоставления услуг ранней помощи детям до трёх лет:
1. Ребенок-инвалид.
2. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет с выявленными стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтвержденными справкой, выданной медицинской организацией.
3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.
4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссией.
5. Беспокойство семьи по поводу развития, трудностей поведения и адаптации ребенка в возрасте до 3-х лет.
Анализ ситуации в других странах показал, что услуги ранней помощи могут оказываться дистанционно (См.: Опыт реализации дистанционной программы ранней помощи детям с нарушениями развития // https://psychinedu.ru/index.php/main/article/view/131).
Но специалистам требуется освоить дополнительные профессиональные знания и навыки, такие как:
• знание и использование законов обучения взрослых людей (родителей);
• опора на семейно-центрированный подход;
• обучение ребенка в естественной среде;
• способность уверенно использовать онлайн платформы (Доступная ранняя помощь детям и их семьям // https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=C941C249-843F-4921-9B57-43A3...).
На сайте «Международного центра по поддержке услуг раннего детства» представлена информация с обоснованием возможности оказания услуг ранней помощи в дистанционном формате (См.: https://ectacenter.org/topics/disaster/tele-intervention.asp).
|