|
Социальная технология наставничества — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции,
– последовательное выполнение процедур и операций,
– однозначность выполнения процедур и операций,
– возможность контроля и координации всех действий.
Наставничество как социальная технология, рассматривается как поэтапный процесс психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних «групп риска» с применением соответствующих средств воздействия.
Направления работы наставника:
• Профориентационная работа с подростком группы риска
• Работа с семьей подростка группы риска
• Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения
• Работа со сверстниками, одноклассниками
• Работа со следующими организациями:
• служба занятости,
• комиссия по делам несовершеннолетних
• спортивные школы,
• клубы по месту жительства.
Виды деятельности наставника:
• аналитическая — наставники постоянно находятся в процессе аналитической деятельности. При заполнении дневника каждый наставник анализирует ситуацию, в которой находится подопечный подросток;
• реабилитационная — направлена на возвращение подростка к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям, на преодоление дезадаптации;
• профилактическая — направлена на профилактику девиантных форм поведения. Первая форма психопрофилактики — организация социальной среды на основе представления о ее детерминирующем влиянии на формирование девиаций. Вторая форма — информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений;
• информационная — заключается в расширении кругозора подростка, в развитии его общей осведомленности, а также в получении необходимых знаний;
• социальная — направлена на вовлечение подростка в различные социальные институты, привлечение подростка к социально одобряемым формам деятельности. (См.: Социальное наставничество (как технология сопровождения детей и подростков, воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, «группы риска») / Красноярск // http://rmc24.ru/social/library/map/social-coaching).
Формы работы наставника:
• Индивидуальная
• Групповая
• Смешанная
Методы работы наставника:
• наблюдение;
• курирование — способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
• интервенция — специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
• коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
• психолого-педагогическая поддержка — своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
• психологическая помощь — это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска;
• реабилитация — это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
• социально-психологическая профилактика — это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
• социально-психологическое сопровождение — протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
• консультирование — превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений;
• тренинг — многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Шаги сотрудничества
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить.
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.
4. Наставнику иногда приходится самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.
5. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб, наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.
6. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.
7. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.
8. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику (Концепция наставничества / Тюмень // https://pioner72.ru/uploads/ckeditor/attachments/1903/).
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
I. Подготовительный этап сопровождения воспитанника учреждения предполагает решение следующих задач:
1. Подбор и подготовка воспитанника и наставника к совместной работе.
2. Установление контакта со всеми участниками сопровождения подростка.
3. Определение целей, задач, объема работы и последовательности процесса сопровождения.
4. Подготовка необходимой документации.
5. Составление графика (плана) работы.
6. Наставник, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психолого-педагогического сопровождения ребенка.
II. Этап диагностического исследования начинается с проведения динамического наблюдения за поведением подростка, которое помогает понять эффективность усвоения им наиболее важных сфер деятельности в окружении. К ним относятся: овладение навыками учебного процесса, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения оцениваем активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», оперированию понятиями во внутреннем или предметном плане, фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с взрослыми и сверстниками. Новые требования, подчас превосходящие возможности подростка, изменяют состояние его эмоциональной сферы, проявление которой также учитывается. При первой встрече с наставником подросток испытывает жизненные затруднения и нуждается в помощи со стороны. В запросе или жалобе подростка, как правило, звучит просьба избавить его от трудностей, помочь выйти из создавшейся ситуации, при которой невозможно удовлетворить свои основные жизненные потребности.
III. Этап групповой работы — первичная помощь в решении проблем. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения подростка и утверждение этой программы со специалистами.
Конкретные шаги и оказание помощи:
• включение подростка в реабилитационные мероприятия;
• осознание (актуализация) подростком ситуации;
• включение семьи в коррекционную работу с подростком (этот этап возможен при условии, что родители и подросток готовы к коррекционной работе);
• коррекция семейных отношений (восстановление утраченных функций семьи);
• совместная работа социального педагога, наставника и семьи над программой реабилитации ребенка;
интеграция:
• расширение кругозора общения (создание интегрированной среды) подростка;
• профориентационные мероприятия;
• повышение уровня социально-психологической адаптивности подростка и семьи к интеграции.
IV. Этап повторной диагностики. После проведения групповых коррекционно-развивающих занятий, сочетающихся иногда с индивидуальными, подростки проходят такие же диагностические процедуры, как и на втором этапе. Диагностируются функции, которые имели самые низкие показатели.
V. Итоговый этап: консультативно-методический. На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т.п.). (См. подробно: Материалы онлайн-семинара «Социально-педагогическая модель краткосрочной программы наставничества подростков». Екатеринбург, ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи». 2021 г. // http://uralsocinform.ru/specialists/biblioteka-metodicheskikh-materialov/?SECTION_ID=64&ELEMENT_ID=1597).
В процессе сопровождения наставник должен помочь подростку в решении следующих основных задач:
1. Определить «место», на котором в момент обращения находится подросток, выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия.
2. Установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации.
3. Помочь подопечному добраться до своей цели, осуществить свои желания.
Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.
Во время ориентировочного этапа наставнику желательно установить контакт с родителями и родственниками ребенка, необходимо установить контакт с классом и классным руководителем.
Результатом сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.
Принципы социально-психологического сопровождения — это гуманное отношение к семье, каждому ее члену и вера в их силы, квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. (См.: Социальное наставничество (как технология сопровождения детей и подростков, воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, «группы риска») / Красноярск // http://rmc24.ru/social/library/map/social-coaching).
|