| 
				 Целевая аудитория
			 | 
				 Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, которые обратились за помощью: семьи с детьми (в т. ч. с детьми-инвалидами); граждане пожилого возраста; инвалиды; граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании и др.
			 
			 
 Уровни социальной диагностики:
			 
			 
 Федеральный: изучается состояние всего общества или больших социально-демографических групп с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства (институты, фонды, научные центры и пр.; перепись населения, всероссийский мониторинг социально-экономического положения семьи и пр.).
			 
			 
 Региональный: изучается состояние региона для выработки различных управленческих решений (например, определение адресной социальной помощи, основанной основана на показателях прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии конкретного региона).
			 
			 
 Локальный и индивидный (личностный) — уровень социальной диагностики проблем клиента.
			 
			 
				 Выделяют следующие типы объектов социальной диагностики: по полу, по возрасту, по состоянию здоровья (например, наличие или отсутствие инвалидности); по материальному положению; по семейному положению; по жилищным условиям; по поведению; по видам и объемам ранее полученной помощи; по специфике ситуации (что произошло: почему человек обратился).
			 
			 
				 Сам проблемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не должны «довольствоваться» только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.
			 | 
	
		| 
				 Краткое содержание
			 | 
				 Социальная диагностика в социальном обслуживании — это анализ и оценка социальной ситуации обратившегося клиента с целью выявления его социальных проблем.
			 
			 
				 Если анализ предполагает описание состояния жизненной ситуации клиента, то диагностика — это объяснение, оценка его жизненной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, результатом чего является выявление социальных проблем в этой жизненной ситуации.
			 
			 
				 Структура технологии социальной диагностики включает следующие основные элементы:
			 
			 
				 1. Предварительное ознакомление с объектом (с клиентом, семьей, группой), которое предполагает получение достоверного представления о реальном состоянии социальной ситуации, социальной проблемы на основе определенного набора показателей. Условно этот элемент можно соотнести с вопросом «Что болит?».
			 
			 
				 2. Определение нормативных (эталонных, должных, желательных) параметров проблемной социальной ситуации («Как должно быть»?).
			 
			 
				 3. Оценка состояния социальной проблемы социального объекта на основе сравнения нормативного (должного, желательного) состояния с фактическим, реальным («Насколько остра проблема?») для дальнейшей разработки мер решения проблемы.
			 
			 
				 Сравнение является неотъемлемой частью диагностики и отличающей ее от процедуры, например, анализа. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить остроту каждой выявленной проблемы, срочность (последовательность) их решения. На этих результатах будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
			 
			 
				 4. Построение выводов, на основе которых делается заключение о конкретных мерах социальной помощи в решении выявленной корневой проблемы и ее составляющих, формулируются управленческие решения («Что сделать?»).
			 | 
	
		| 
				 Механизм реализации (этапы, формы, методы)
			 | 
			 
			 
 Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
 
			 
			 
			 
				 Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
			 
			 
			 
			 
				 Основные признаки социальной технологии:
			 
			 
			 
			 
				 – разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
			 
			 
			 
			 
				 – последовательное выполнение процедур и операций;
			 
			 
			 
			 
				 – однозначность выполнения процедур и операций;
			 
			 
			 
			 
				 – возможность контроля и координации всех действий.
			 
			 
			 
			 
				 Общая схема технологии осуществления диагностики включает в себя следующие этапы и соответствующие средства (способы, методы).
			 
			 
			 
			 
 Первый этап — осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах клиента, граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Потому наряду с информацией, полученной в ходе контакта с клиентом, важна объективная углубленная информация по обозначенной социальной проблеме.
			 
			 
			 
			 
 Второй этап:
			 
			 
			 
			 
				 – осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина; систематизация данных о социальной проблемной ситуации по заранее определенным показателям (например, состав семьи, возраст, национальность, сведения из учреждений, свидетельствующие о социальном неблагополучии и т.п.); выявление обстоятельств возникновения социальных проблем клиентов путем организации обследований, мониторинга условий фактического пребывания.
			 
			 
			 
			 
				 – определение нормативных (эталонных, должных, желательных) показателей параметров проблемной социальной ситуации клиента, сравнение их с фактическим состоянием проблемной социальной ситуации, используя официальные данные о социальных показателях конкретного региона (прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии и др.). Тем самым определяются реальные проблемы клиента (социального объекта): проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта, норматива.
			 
			 
			 
			 
				 Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то определить ее сущность, причину, как правило, совсем не просто: если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить, например, давление внутрисемейных или внутригрупповых противоречий достаточно сложно. Тем более не просто определить нормативную модель таких отношений. Потому социальный работник целенаправленно собирает сведения, при необходимости посещая клиента, семью, расспрашивая его и (или) его близких; используя иногда и архивные данные (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей).
			 
			 
			 
			 
 Источники специальной информации (на примере семьи и ребенка):
			 
			 
			 
			 
				 • органы социальной защиты населения;
			 
			 
			 
			 
				 • полиция;
			 
			 
			 
			 
				 • учреждения здравоохранения;
			 
			 
			 
			 
				 • школа;
			 
			 
			 
			 
				 • соседи, родственники;
			 
			 
			 
			 
				 • органы опеки и попечительства;
			 
			 
			 
			 
				 • КДН;
			 
			 
			 
			 
				 • другие организации.
			 
			 
			 
			 
 Третий этап — постановка социального диагноза. Задача социального работника здесь состоит в том, чтобы провести оценку информации, полученной из разных источников, выявить причины выявленных проблем; определить остроту каждой проблемы; проранжировать выявленные проблемы: выделить коренную проблему, от решения которой зависит решение других проблем. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство появилось как реакция слабых и неуверенных личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз, который оформляется в виде специальной документации: социального портрета; социального паспорта или социальной карты клиента (социального объекта).
			 
			 
			 
			 
			 
			 
			 
			 
 Четвертый этап — формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу, которые выступают основанием для разработки конкретных программ, проектов о социальной помощи клиенту (социальному объекту) с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей (см., например, Таблица 1. Матрица «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»).
			 
			 
				 Таблица 1
			 
			 
				 МАТРИЦА «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики» 
			 
   
 Методы сбора информации:
			 
				 • опрос (интервью, анкетирование, тестирование);
			 
			 
				 • наблюдение;
			 
			 
				 • диагностическая беседа;
			 
			 
				 • биографический метод;
			 
			 
				 • выход в семью;
			 
			 
				 • метод семейной генограммы;
			 
				 • анализ документов.
			 
 Методы определения приоритетов проблемы:
			 
				 • экспертные методы;
			 
				 • метод ранжирования альтернатив;
			 
				 • метод «дерева» проблем (целей, решений);
			 
				 • метод корреляции;
			 
				 • метод сравнительного анализа проблем;
			 
				 • экспертные методы парных и множественных сравнений;
			 
				 • метод дифференциации и др.
			 
				 Так, метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция явного роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же или очень похожим на него детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома. (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).
			 
				 При этом особенность инструментов для реализации диагностических методов заключается в том, что структура любого из них должна содержать три необходимых в диагностике блока вопросов (заданий):
			 
				 • вопросы (задания), позволяющие выявить реальное состояние социальной проблемы;
			 
				 • вопросы (задания), связанные с нормативным (желательным) состоянием проблемы;
			 
				 • вопросы (задания), позволяющие выявить степень отклонения реального состояния от должного (нормативного, желательного) с целью выработки решения выявленной проблемы.
			 
				 Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Не умаляя значение каждого метода, важно иметь в виду, что только комплексное их применение дает наиболее адекватную картину о реальном положении дел клиента.
			 
				 Например, если социальным объектом выступает ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то первый шаг-сбор информации о нем — начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования.
			 
				 Следующий шаг — определение нормативных показателей для такого типа детей.
			 
				 Затем (третий шаг) — сравнение фактического психологического состояния ребенка с нормативными показателями, что позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др. Тем самым такое сравнение позволяет выявить реальные проблемы ребенка. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты выступают основанием для разработки конкретных программ помощи ребенку (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).
			 
				 Таким образом, своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.
			 |