|
«Школа ухода» — стационарозамещающая технология, включающая комплекс теоретических и практических мероприятий для обучения социальных работников, сиделок и родственников, осуществляющих уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста.
Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Деятельность Школы строится на принципах компетентности, добровольности участия слушателей Школы, учета индивидуальности особенностей и возможностей слушателей.
Непосредственную работу по обучению проводят специалисты организации социального обслуживания в период рабочего времени.
Занятия в Школе могут проводить и другие специалисты различных Служб, приглашённые специалисты.
Формы работы:
• Консультирование граждан, осуществляющих уход.
• Поэтапное обучение способам реабилитации в домашних условиях.
• Групповое обучение граждан.
• Индивидуальное обучение слушателей.
• Адресное обучение на дому.
Формы занятий:
· очная;
• выездная (с выездом специалистов школы ухода на дом к гражданину, осуществляющему уход);
• дистанционная (с использованием электронной почты, Skype, Viber, Whats'App и др).
Школа работает в соответствии с утвержденным планом обучения (см. табл. 1), расписанием занятий и режимом работы организации (См.: Положение о «Школе ухода для родственников, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию» // https://кцсон-нижнеилимский.рф/images/положение_1.pdf).
Таблица 1
Пример учебно-тематического плана обучения
|
№
|
Тема занятия
|
Форма занятия
|
Должность обучающего
|
|
1.
|
Психовозрастные особенности поведения пожилых людей.
Принципы построения взаимодействия. Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению.
Основные правила и техники передвижения.
|
Лекция, тренинг
|
Психолог
|
|
2.
|
Общий уход за лежачими больными.
Личная гигиена.
Профилактика пролежней и других осложнений.
Особенности питания пожилого и больного человека. Правила кормления.
|
Лекция, демонстрация
|
Медицинская сестра
|
|
3.
|
Обучение простейшим манипуляциям в домашних условиях.
Применение пассивных упражнений. Использование речевых видов социальной поддержки.
Обустройство барьерной среды в типовой квартире.
|
Лекция, практическое занятие
|
Медицинская сестра
|
|
4.
|
Правила оказания первой доврачебной помощи.
|
Лекция, практическое занятие
|
Фельдшер
|
|
5.
|
Роль и значимость средств реабилитации и предметов ухода за больными. Использование технических средств реабилитации (TCP).
|
Лекция, демонстрация
|
Заведующий отделением, специалист по социальной работе
|
|
6.
|
Виды и формы социальной поддержки населения.
|
Лекция
|
Специалист по социальной работе
|
Ожидаемые результаты:
• осуществление родственниками, социальными работниками грамотного индивидуально-адаптационного ухода в привычных для инвалида и пожилого человека условиях;
• повышение качества жизни инвалидов и пожилых людей, освоение ими адаптационных механизмов к процессам старения, к проявлениям гериатрических заболеваний и лечению;
• создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье, обеспечение достойного, уважительного отношения к инвалидам и пожилым людям;
• снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания;
• высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода;
• обученность родственников приемам, облегчающим уход за лежачими больными, улучшение их психологического состояния;
• повышение квалификации и профессиональных компетенций специалистов организаций социального обслуживания.
|