Технология «Школа реабилитации и ухода»

Общая характеристика

Обучение родственников или иных лиц, осуществляющих уход за маломобильными гражданами.

Актуальность

Оказавшись в сложной ситуации, больной и ухаживающие, в меру своих возможностей, за ним родственники, нуждаются в грамотной помощи по вопросам организации быта и использования вспомогательных средств реабилитации и ухода. В «Школе реабилитации и ухода» каждый ее слушатель получает тот необходимый багаж профессиональных знаний, используя который сделает жизнь людям, нуждающимся в постоянной посторонней помощи, более терпимой и достойной. Обучение родственников и иных лиц навыкам ухода позволяет сохранить семью, предоставляет возможность маломобильному гражданину проживать в привычных условиях, вместе с родными и близкими людьми, а также облегчить родственникам уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами. 

Целевой блок

Цель: обучение родственников и иных лиц принципам и навыкам общего ухода за гражданами пожилого возраста и людьми с инвалидностью, нуждающимися в реабилитационных мероприятиях.

Целевая аудитория

Специалисты организаций социального обслуживания, сотрудники социально ориентированных некоммерческих организаций, родственники граждан, нуждающихся в проведении мероприятий долгосрочного ухода, персональные помощники, осуществляющие уход за пожилыми гражданами и инвалидами.

Участвующие субъекты

Специалисты организации социального обслуживания (врач, юрист, специалист по социальной работе, психолог, сиделки и др.).

Краткое содержание

Обучение включает курс изучения теоретических основ и практического освоения навыков ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению.

Курс может включать следующие темы:

· навыки обеспечения безопасной среды;

• организации жизненного пространства;

• методы предупреждения осложнений, связанных с длительным постельным режимом;

• особенности питания и кормления;

• правила гигиенического ухода;

• методы самообслуживания;

• приемы первой доврачебной помощи.

При необходимости специалисты могут совершать выезды на дом для консультации.

Механизм реализации (этапы, формы, методы)

«Школа ухода»стационарозамещающая технология, включающая комплекс теоретических и практических мероприятий для обучения социальных работников, сиделок и родственников, осуществляющих уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста.

Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).

Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.

Основные признаки социальной технологии:

– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

– последовательное выполнение процедур и операций;

– однозначность выполнения процедур и операций;

– возможность контроля и координации всех действий.

Деятельность Школы строится на принципах компетентности, добровольности участия слушателей Школы, учета индивидуальности особенностей и возможностей слушателей.

Непосредственную работу по обучению проводят специалисты организации социального обслуживания в период рабочего времени.

Занятия в Школе могут проводить и другие специалисты различных Служб, приглашённые специалисты.

Формы работы:

• Консультирование граждан, осуществляющих уход.

• Поэтапное обучение способам реабилитации в домашних условиях.

• Групповое обучение граждан.

• Индивидуальное обучение слушателей.

• Адресное обучение на дому.

Формы занятий:

· очная;

• выездная (с выездом специалистов школы ухода на дом к гражданину, осуществляющему уход);

• дистанционная (с использованием электронной почты, Skype, Viber, Whats'App и др).

Школа работает в соответствии с утвержденным планом обучения (см. табл. 1), расписанием занятий и режимом работы организации (См.: Положение о «Школе ухода для родственников, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию» // https://кцсон-нижнеилимский.рф/images/положение_1.pdf).

Таблица 1

Пример учебно-тематического плана обучения

Тема занятия

Форма занятия

Должность обучающего

1.     

Психовозрастные особенности поведения пожилых людей.

Принципы построения взаимодействия. Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению.

Основные правила и техники передвижения.

Лекция, тренинг

Психолог

2.    

Общий уход за лежачими больными.

Личная гигиена.

Профилактика пролежней и других осложнений.

Особенности питания пожилого и больного человека. Правила кормления.

Лекция, демонстрация

Медицинская сестра

3.  

Обучение простейшим манипуляциям в домашних условиях.

Применение пассивных упражнений. Использование речевых видов социальной поддержки.

Обустройство барьерной среды в типовой квартире.

Лекция, практическое занятие

Медицинская сестра

4.    

Правила оказания первой доврачебной помощи.

Лекция, практическое занятие

Фельдшер

5. 

Роль и значимость средств реабилитации и предметов ухода за больными. Использование технических средств реабилитации (TCP).

Лекция, демонстрация

Заведующий отделением, специалист по социальной работе

6.

Виды и формы социальной поддержки населения.

Лекция

Специалист по социальной работе

Ожидаемые результаты:

• осуществление родственниками, социальными работниками грамотного индивидуально-адаптационного ухода в привычных для инвалида и пожилого человека условиях;

• повышение качества жизни инвалидов и пожилых людей, освоение ими адаптационных механизмов к процессам старения, к проявлениям гериатрических заболеваний и лечению;

• создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье, обеспечение достойного, уважительного отношения к инвалидам и пожилым людям;

• снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

• высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода;

• обученность родственников приемам, облегчающим уход за лежачими больными, улучшение их психологического состояния;

• повышение квалификации и профессиональных компетенций специалистов организаций социального обслуживания.

Практика применения

Учреждения социального обслуживания Свердловской области, практикующие данную социальную технологию:
1. ГАУСО СО "КЦСОН г.Ирбита и Ирбитского района"
2. ГАУ "КЦСОН Ленинского района г. Екатеринбурга"
3. ГАУСО СО "КЦСОН города Серова"
4. ГАУ "КЦСОН города Кушвы"
5. ГАУ "КЦСОН Байкаловского района"
6. ГАУСО СО "КЦСОН города Асбеста"

Литература

Городская школа ухода / Видеосюжет // http://www.kemcenter.ru/index.php/struktura/gorodskaya-shkola-ukhoda

Законодатели рассмотрели проект, направленный на развитие школ родственного ухода за пожилыми и инвалидами/Волгоградская область // https://volgoduma.ru/information/news/42977/

Оборудуем дом для бабушки: как сделать квартиру безопасной для пожилого человека / https://www.miloserdie.ru/article/oboruduem-dom-dlya-babushki-kak-sdelat-kvartiru-bezopasnoj-dlya-pozhilogo-cheloveka/?smart_

Положение о «Школе ухода для родственников, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию» // https://кцсон-нижнеилимский.рф/images/положение_1.pdf

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // https://csogpvi-osinniki.kmr.socinfo.ru/skool

Школа обучения навыкам общего ухода за пожилыми и инвалидами «Школа ухода» // https://sobes.tatarstan.ru/shkola-uhoda-3847877.htm

Школа ухода за пожилыми людьми и инвалидами / Онлайн занятия // http://eml-cson.bdu.su