|
Мотивация взрослого человека не является стабильным, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Она может развиваться при наличии адекватной организационной среды, определенного уровня мотивации, умелом использовании соответствующих социальных технологий по формированию и поддержанию образовательной мотивации.
Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы,фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Социальная технология мотивации слушателей ШПВ рассматривается как процесс поэтапной деятельности по воздействию на их мотивы, потребности с применением соответствующих средств.
Определяя выбор соответствующих социальных технологий мотивации слушателей ШПВ, важно понимать, что на их предпочтения в образовании и подходы к обучению существенное влияние оказывают физические, психологические и когнитивные особенности людей пожилого возраста.
Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходит. Причины могут быть самыми разными. Главной причиной неучастия в непрерывном образовании оказываются вовсе не материальные барьеры или нехватка времени, а отсутствие сформированной потребности и осознанной необходимости в обучении (См.: Как учатся в России те, кому за 50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newtonew.com/culture/kak-uchatsya-v-rossii-te-komu-za-50).
Наиболее распространенными являются следующие причины:
• неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
• время: неудобно для других дел, семьи;
• не устраивают методы работы;
• контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
• несовместимость с другими участниками или руководителем;
• ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки. (См.: Гурьянова Е.В. Учебно-методический комплекс «Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов». Тольятти, 2014 / Особенности образования лиц пожилого возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/11/50592.html.
Один из способов увеличить мотивацию пожилого человека к учебе — сделать акцент на те причины, которые привели его к учебе, снизить возникающие барьеры и попытаться понять мотивы.
Мотивы учения пожилых:
• возможность освоения новой деятельности;
• послепрофессиональная деятельность как обретение нового жизненного смысла;
• исполнение юношеской мечты;
• возможность новых контактов;
• самотерапия (См.: Мотивы учения пожилых [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vsegoda.ru/documents/).
Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей в ШПВ, следует определенным образом адаптировать условия, процесс обучения, учитывать факторы, условия, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Так, по мнению ученых, на мотивацию к обучению пожилых людей могут влиять следующие факторы (См.: Методы активизации и мотивации пожилых людей для участия в жизни общества. 1.5 Мотивация к учебе в пожилом возрасте: осознанность позиции / Практический курс / Разр. Агапова О. // https://www.dvv-international.org.ua/fileadmin/files/eastern-neighbors/Belarus/Publications/-1_methods-of-activating-the-elderly.pdf).
1. Социальные отношения: человек приходит на занятия в ШПВ, клубы, кружки по интересам, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.
Следовательно, организаторам таких встреч посредством специальных упражнений и заданий следует создать условия для того, чтобы пожилые участники смогли поближе познакомиться, лучше узнать друг друга в игровой ситуации, найти общие интересы и мотивы обучения.
2. Стремление избежать чего-либо — например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе).
Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят в прошедшем времени, уже после того, как создана атмосфера доверия. Интерактивные и творческие формы работы, разминки позволяют пожилым решать и эти задачи.
3. Внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя какому-то совету.
Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», то следует включить упражнения, которые позволят участникам на индивидуальном уровне осмыслить свои ресурсы и слабости, прояснить мотивационную сферу. Тогда мотивация может стать более определенной.
4. На мотивацию могут влиять ощущение внутреннего комфорта, удовлетворение от групповой работы, в которую участник внес значительный вклад (и это было оценено другими), удовольствие от общения с людьми разных поколений, осознание собственных достижений.
5. Личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь. Важно попытаться перевести его в иной, социально ориентированный регистр.
6. Учеба ради учебы, поскольку сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых участников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению. Во время занятий следует уделить время индивидуальной работе с участником.
7. Стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые помогут ему сделать жизнь общества лучше. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у которых уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации следует сделать этот опыт наглядным в интерактивной форме, дать возможность другим участникам познакомиться с ним.
8. Отсутствие навыков самоорганизации и привычка жить по правилам «добровольно-принудительных обязательств» характерна пожилым гражданам нашей страны и соответствует реальной ситуации.
Пожилые просят и требуют больше внимания, заботы, увеличения размеров пенсий, повышения льгот, доплат и т.п. На вопрос: «Можете ли Вы сами, что-либо изменить?» — конструктивных предложений бывают единицы: расширить объем занятий по интересам, побольше посиделок и вечеров, сделать более доступной информацию об оказываемых услугах, создание благоустроенного и безопасного жилья, устройство пандусов и поручней в общественных местах. Но ни один не был готов самостоятельно что-либо изменить как в своем положении, так и ближайшем окружении.
Эту особенность следует учитывать при формировании мотивации пожилых к обучению, к системным занятиям: предпосылкой обеспечения продуктивной занятости пожилых людей является выработка у них способности к непрерывному обучению и восприятию нового, чтобы они умели успешно решать свои проблемы, не полагаясь только на общественные и государственные органы.
Один из способов увеличить мотивацию пожилого человека к учебе — сделать акцент на те причины, которые привели его к учебе, и попытаться снизить возникающие барьеры выяснить, какова сфера его интересов, как эти интересы воплотились в биографии, отчасти использовать их ресурсы для информирования других участников, предлагать домашние и самостоятельные задания.
При этом собственно учебная деятельность в меньшей степени влияет на обогащение и развитие образовательной мотивации.
Наиболее значительный сдвиг в развитии образовательной мотивации происходит в процессе принятия решения о необходимости прохождения обучения. Именно на этом этапе определяется мотивационная направленность, влияющая на весь дальнейший процесс выбора содержания и формы обучения.
9. Политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы.
10. Развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.
Практика деятельности ШПВ показывает, как важно учитывать мотивацию слушателей к обучению посредством мониторинга интересов, ценностей обучения и других факторов, как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.
Так, проведенное в 2021 г. специалистами ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи» исследование посредством онлайн- анкетирования слушателей и организаторов Школ пожилого возраста, функционирующих при организациях социального обслуживания Свердловской области, позволило выявить в качестве первостепенных, неудовлетворяющих слушателей, стороны деятельности ШПВ. Среди них организационно-технические вопросы:
• техническое оснащение помещений для занятий;
• оснащенность пожилых людей смартфонами, планшетами либо ПК;
• проблемы доступности Интернета, мобильной связи и т.п.
И практически всех слушателей удовлетворяет организационно-методическая деятельность ШПВ. (См.: Информационно-аналитический материал: «Мотивация слушателей Школ пожилого возраста». — Екатеринбург: ГКУ СОН СО «ОМЦСП», Беликова Л.Ф., Елизарова Д.В., 2021. — 27 с. // http://uralsocinform.ru/specialists/biblioteka-metodicheskikh-materialov/?SECTION_ID=63&ELEMENT_ID=1599).
При организации процесса обучения пожилых важно учитывать условия, эффективно влияющие на их образовательную мотивацию:
• когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте;
• когда используется принцип изложения материала «от простого к сложному» и «от общего к частному». Изложение должно вестись с предельной четкостью и ясностью. Преподаватель вынужден прибегать к неоднократным повторениям отдельных указаний и частей учебного материала. Необходимо подчеркивать важность последовательного выполнения действий и разбиения сложных действий на последовательность более мелких;
• когда преподаватель обеспечивает интерактивное обучение: вовлеченность, участие самого обучаемого в образовательный процесс;
• когда преподаватель поддерживает заинтересованное внимания слушателей. В частности, преподаватель должен активно пользоваться позитивной интонацией и мимикой, использовать интонационные ударения, вопросительные мимику и интонации; должен стараться сам быть в хорошем настроении, использовать юмор, уметь вызывать смех; вопросы и указания следует повторять мягко, не проявляя раздражения и не торопя с ответом;
• когда учебный процесс приносит удовольствие: человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого «финиша». Особенно это относится к неуверенным в себе и отстающим. Похвала и поощрение повышают самооценку и стимулируют к дальнейшей учебе.
Преподаватель может мотивировать слушателей, используя следующие приемы:
1) Учитывать физиологические признаки старения (слух и зрение):
– говорить немного громче обычного;
– неторопливо, четко проговаривать слова;
– не проявлять нетерпение и раздражение.
2) Учитывать социально психологические признаки старения:
– обращаться к слушателю по имени–отчеству;
– демонстрировать уважение и радушие (контакт глаз, улыбка);
– выражать эмоциональную поддержку («вы справитесь…», «мы вам обязательно поможем…»).
В целом, в ситуациях, когда преподавателям удается реализовать эти и другие приемы обучения взрослых, не случайны оценки слушателей — пожилых «студентов»: большинство из них рассматривают обучающие ШПВ как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним, полезность такого общения дополнительно усиливает мотивацию их обучения (См.: Информационно-аналитический материал: «Мотивация слушателей Школ пожилого возраста». — Екатеринбург: ГКУ СОН СО «ОМЦСП», Беликова Л.Ф., Елизарова Д.В., 2021. — 27 с. // http://uralsocinform.ru/specialists/biblioteka-metodicheskikh-materialov/?SECTION_ID=63&ELEMENT_ID=1599).
|