Домашнее визитирование как технология социального обслуживания семей с детьми-инвалидами

Общая характеристика

Домашнее визитирование представляет собой комплекс инновационных стационарозамещающих методик и технологий, используемых в сфере социального обслуживания (в том числе в рамках системы долговременного ухода). В практике УСО, в узком значении, «Домашнее визитирование» понимается как одна из форм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Технология «Домашнее визитирование» — содействие в организации комплексной помощи ребенку-инвалиду для его оптимального развития и адаптации в обществе при непосредственном участии семьи и ближайшего окружения.

Актуальность

Технология домашнего визитирования позволяет приблизить обслуживание к месту жительства семей с детьми-инвалидами, что обеспечивает снижение «порога доступности» для получения качественных социальных услуг. Внедрение данной социальной технологии в работе позволяет организовать социальное обслуживание большего количества детей с ОВЗ, а также вовлечь родителей в процесс взаимодействия по вопросам реабилитации, осуществления семье поддержки с целью сохранения социального статуса, полноценной жизни, адаптации в обществе.

Целевой блок

Целью домашнего визитирования является оказание помощи и поддержки детям-инвалидам и их родителям, активное включение детей и их семей в социальную жизнь для улучшения качества жизни семьи.

Задачи:

1. Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в домашних условиях.

2. Обучение родителей приемам ухода за ребенком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях.

3. Включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребенка.

Целевая аудитория

В настоящее время социальная услуга «Домашнее визитирование» развивается, и воспользоваться ее услугами могут семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, страдающими тяжелой формой заболевания, не посещающие учреждения социальной защиты и образовательные учреждения.

• семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

• дети-инвалиды;

• дети с ОВЗ.

Участвующие субъекты

Организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, молодежные центры.

Состав междисциплинарной команды: инструктор АФК, психолог, специалист по реабилитации инвалидов, инструктор по труду, культорганизатор.

Краткое содержание

Домашнее визитирование — технология социально-психологической работы с семьей, способная обеспечить квалифицированную надомную медицинскую, социально-педагогическую и социально-психологическую помощь ребенку-инвалиду и родителям.

Направления:

– социально-бытовые услуги (содействие родителям в налаживании быта детей — инвалидов с учетом их физического и психического состояния; сопровождение в медицинские учреждения, оказание помощи по уходу за ребенком — инвалидом, прогулка с детьми на свежем воздухе);

– социально-психологические услуги (социально-психологический патронаж);

– социально-педагогические услуги (обучение родителей детей — инвалидов основам их реабилитации в домашних условиях; проведение занятий с логопедом).

Специалисты проводят всестороннюю диагностику семейной ситуации, выявляют проблемы и потребности в получении социальных услуг на дому. При принятии решения о предоставлении детям-инвалидам и их семьям конкретных социальных услуг учитывается их индивидуальная потребность, состояние его здоровья, сохранение (отсутствие) способности к самообслуживанию. Специалисты стараются прийти к детям в день рождения, сказать искренние и теплые слова. От встречи все получают заряд положительной энергии, прекрасные впечатления и позитивное настроение.

Механизм реализации (этапы, формы, методы)

Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).

Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.

Основные признаки социальной технологии:

– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

– последовательное выполнение процедур и операций;

– однозначность выполнения процедур и операций;

– возможность контроля и координации всех действий.

Общая схема технологии социального обслуживания Службой домашнего визитирования включает в себя следующие этапы и соответствующие средства (способы, методы).

Этап I. Знакомство с семьей и вовлечение ее в реабилитационный процесс

Этап II. Сбор и оценка информации

Этап III. Планирование и заключение договора о социальном обслуживании.

Этап IV. Вмешательство (помощь, поддержка, защита, посредничество, сопровождение)

Этап V. Оценка реабилитационного процесса и его завершение (сотрудничество, взаимодействие, самостоятельность)

(См.: Программа внедрения технологии «Служба домашнего визитирования». Г.Ханты-Мансийск. // https://docplayer.ru/26431990-Programma-vnedreniya-tehnologii-sluzhba-domashnego-vizitirovaniya.html).

Содержание этапов:

1. Первичный визит, который проводится в начале учебного года, и предполагает:

• построение отношений с семьей;

• получение согласия родителей на работу специалистов с семьей;

• заполнение карты домашнего визитирования (социальный паспорт семьи) с обсуждением вопросов, вызывающих озабоченность родителей.

2. Последующие визиты включают в себя:

• оценку состояния развивающей среды, организацию игровой среды;

• сформированность навыков самообслуживания и коммуникации в домашних условиях;

• характеристику взаимодействия ребенка с взрослыми дома;

• выявление потребности семьи в различных социальных услугах;

• ведение работы по плану, специалист работает с семьей и отслеживает динамику;

• обучение родителей коррекционно-развивающим приемам в домашних условиях и участие их в процессе реабилитации ребенка;

• заполнение «Карты домашнего визитирования».

3. Разработка примерного плана посещений семьи специалистом (количество визитов зависит от ситуации в семье):

• составление перечня необходимых семье услуг;

• разработка плана визитирования, установление цели работы и задач визитирования, утверждение графика посещений семьи;

• разделение ответственности специалиста и членов семьи за результаты визитирования.

4. Завершающий визит:

• подведение итогов визитирования;

• принятие решения о продлении или прекращении визитов («Домашнее визитирование» / Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения» Красноярского края // http://rmc24.ru/social/library/map/home-visiting).

Ожидаемый результат: Улучшение активности ребенка-инвалида, частичная адаптация, умение совершать простые действия и самостоятельно себя обслуживать (полностью или частично). Овладение родителями методами обучения ребенка-инвалида навыкам самообслуживания.

Практика применения

Учреждения социального обслуживания Свердловской области, практикующие данную социальную технологию:
1. ГАУСО СО "ЦСПСиД "Росинка" города Первоуральска"
2. ГАУСО СО "РЦ города Каменска-Уральского"
3. ГАУ "СРЦН Ачитского района"
4. ГАУСО СО "СРЦН города Асбеста"
5. ГАУ "КЦСОН"Забота" Белоярского района"
6. ГАУ "КЦСОН города Кушвы"
7. ГАУ "КЦСОН Байкаловского района"
8. ГАУ "КЦСОН Чкаловского района г.Екатеринбурга"
9. ГАУ "КЦСОН г. Краснотурьинска"

Литература

Программа внедрения технологии «Служба домашнего визитирования» г. Ханты-Мансийск. // https://docplayer.ru/26431990-Programma-vnedreniya-tehnologii-sluzhba-domashnego-vizitirovaniya.html

Технология семейного (домашнего) визитирования // http://dobriydom.socdep.adm44.ru/i/u/10