|
Технология делового завтрака в каждой организации, и каждый раз это, конечно же, эксклюзивный вариант творческого общения, и вряд ли можно говорить о каком-то устойчивом алгоритме.
Деловой завтрак как социальная технология — это последовательность этапов делового общения с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Главное: не забюрократизировать и не заформализовать живое общение единомышленников!
Например, деловой завтрак методом «мозгового штурма» (в соответствии со свойственной методикой и технологией) по разработке проведения в учреждении информационно-просветительских консультаций, приуроченных ко Дню правовой помощи детям.
Предстоящее участие в таком необычном «совещании» обязывает каждого сотрудника обратиться к специальной отраслевой литературе, соответствующим сайтам; отыскать опыт подобных мероприятий.
Алгоритм «мозгового штурма» (См. подробно: Беликова Л.Ф. Основы социальной диагностики и проектирования в управлении организацией. Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. С. 118-121).
Этот метод представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью генерирование идей или нахождение нетривиальных, нестандартных решений обсуждаемой проблемы, и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников.
«Мозговой штурм» (или «мозговая атака») — это метод получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.
Особенности:
• совместный поиск группой решения организуется «по раундам» (по «кругам», за определенное время), когда каждое задание ведущего обсуждается членами группы участников, расположенных по кругу; и каждый участник по очереди приглашается поделиться своими мыслями по поводу обсуждаемой проблемы;
• процесс генерации идей и их критика разделены во времени;
• требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время;
• атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.
Основное содержание «мозгового штурма» сводится к следующему порядку такой групповой работы.
На первом раунде (круге) ведущий (определенный заранее) ставит перед группой проблему (например, предложить возможные мероприятия в рамках такого Дня консультаций) и просит членов группы, предложить, как можно больше вариантов ее решения за небольшой промежуток времени. При этом поощряются всякие высказывание, в том числе необычные, нетривиальные, может быть, неполные, невнятные.
Высказываемые по кругу участниками идеи записываются в специально разработанной матрице, или бланке, или рабочей тетради, или на видео.
На втором круге ведущий организует уже дискуссию участников: подвергает критике, классификации, отбору вариантов идеи, предложений членов группы; тем самым он пытается выделить общее мнение и зафиксировать его (см. Матрица 1 учета мнений участников «мозгового штурма»).
По завершении обсуждения ведущий определяет общее мнение по первому заданию (проблеме) путем голосования или иным вариантом принятия решения.
Матрица 1
учета мнений участников «мозгового штурма»
|
Мнения участников
|
Общее мнение
|
|
Проблемы
(задания ведущего)
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
|
|
Проблема
(задание) №1
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблема
(задание) №2
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблема
(задание) №3
|
|
|
|
|
|
|
Так, по порядку, обсуждается каждая выдвинутая проблема (задание).
В нашем примере задание №2 может быть связано с определением сроков, ответственных за подготовку каждого мероприятия; задание № 3 – с определением участников-партнеров и т.п.
Таким образом организованный коллективный поиск идей позволяет получить проект решения поставленной задачи — проблемы. В данном случае, возможно, — нестандартный проект плана проведения предстоящего конкретного мероприятия.
Требования к «мозговому штурму»:
• равенство статусов участников;
• ограниченность работы во времени;
• запрет на взаимную критику в любой форме;
• не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи;
• информирование участников о том, что они не несут ответственности за выполнение конструктивных предложений, высказанных в процессе обсуждения.
Таким образом, «мозговой штурм» — великолепная техника для формирования творческих умений участников, как в малых, так и больших группах; эффективный инструмент организации деловых совещаний в форме «деловых завтраков» специалистов.
Другим вариантом проведения «делового завтрака» может быть обмен мнениями в рамках поиска социальных инноваций в практике социального обслуживания:
• об отношении сотрудников к нововведениям в отрасли, учреждении;
• обмен мнениями о заранее изученном опыте внедрения инновационной социальной технологии в конкретной организации отрасли;
• и т.п.
Преимущества деловых завтраков как информационного совещания в относительно неформальном режиме очевидны:
• из-за ограниченности времени собеседники стараются формулировать свои соображения максимально кратко, ясно и доступно, что также помогает быстрее понять друг друга;
• в ситуации, когда темы таких информационных совещаний заранее спланированы, это заставляют сотрудников постоянно читать, обращаться к актуальной отраслевой информации, быть в курсе профессиональных инноваций; «держать руку на пульсе»; быть готовыми продемонстрировать перед коллегами свою компетентность; такой вариант деловых завтраков- эффективный фактор мотивации к саморазвитию (самообразованию) сотрудников;
• деловые завтраки обычно проходят утром, когда память не загружена другими мыслями; собеседникам проще воспринимать новую информацию, и возможно, они даже на привычные вещи смогут посмотреть под новым углом;
• они отличаются относительной неформальностью, что облегчает общение и способствует лучшему взаимопониманию;
• хорошее настроение собеседников несомненно поспособствует творческому обмену актуальной профессиональной информацией; заодно поговорить и о делах житейских: об успехах детей в учебе, о семейных заботах, о творчестве;
• определенным стимулом может быть оговоренное поощрение за плодотворное участие в подобных внутриорганизационных информационных совещаниях.
|