|
Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Деятельность ШПВ, как социальная технология, рассматривается как процесс поэтапной организации работы отделений ШПВ с применением соответствующих средств. Эта деятельность осуществляется ответственными специалистами учреждения (кандидатуры назначаются директором учреждения). Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Потому наряду со штатными специалистами учреждения к организации работы ШПВ могут привлекаться работники и специалисты различных организаций и учреждений (здравоохранения, образования, культуры и спорта, пенсионного фонда и др.), волонтеры, вовлеченные в реализацию ШПВ.
Руководитель (преподаватель) организует деятельность по соответствующему направлению, готовит информационные и методические материалы, информирует о датах проведения занятий, привлекает специалистов для проведения занятий.
Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Рекомендованная продолжительность одного занятия составляет не более одного академического часа. Время проведения занятия может также определяется в соответствии со спецификой направлений ШПВ.
ШПВ реализуют различные формы занятий (с учетом различного уровня подготовки слушателей): теоретические, практические, комбинированные (лекции, семинары, экскурсии, тренинги, практикумы, видео-уроки и др.); с применением дистанционных образовательных технологий электронного обучения (онлайн-обучение, предполагающее элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения).
Для полноценного образования пожилых слушателей необходимы специально разработанные учебные программы (образовательные, информационные, просветительские), учитывающие возрастные особенности этих людей.
Программа обучения/план обучения рассчитана на определенный период времени. Программа обучения по конкретному направлению ШПВ состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 1 час. и более каждое (с учетом особенностей очной и дистантной формы). Всего в цикл может входить до 10 занятий.
Программа обучения/план обучения может корректироваться в течение обучения в соответствии с пожеланиями слушателей и в соответствии с имеющимися ресурсами. Программы обучения/планы обучения по ШПВ разрабатываются специалистами и утверждаются директором.
Программа обучения включает в себя:
• входное тестирование, позволяющее определить исходный уровень знаний слушателей, его личностные особенности и склонности блок теоретических занятий по выбранному направлению ШПВ;
• блок практических занятий, способствующих получению навыков практического использования полученных знаний;
• тестирование на «выходе» по удовлетворенности слушателей занятиями в ШПВ.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у слушателей (см. табл. 1).
Таблица 1
Примерная форма Программы обучения
по направлению Школы пожилого возраста
«_________________________»
|
№ п/п
|
Тема занятий
|
Продолжительность
|
Форма занятия
|
Место проведения
|
Преподаватель
|
|
|
|
|
|
|
|
Самый общий вариант структуры плана конкретного занятия в «Школе пожилого возраста» может быть сформирован с учетом следующих разделов (см. табл. 2).
Таблица 2
Структура плана занятия в «Школе пожилого возраста»
|
Этапы занятия
|
Содержание
|
Виды деятельности
Руководителя школы (ведущего занятие)
|
Виды деятельности слушателей
|
Оборудование;
инструментарий, раздаточные материалы дистанционные образовательные технологии; и т.п.*
|
|
Организационный момент
|
|
|
|
|
|
Теоретическая часть
|
|
|
|
|
|
Практическая часть
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов занятия
|
|
|
|
|
*Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):
• Оценки на занятия в отделениях ШПВ не выставляются.
• Посещение занятий в ШПВ не предполагает получение сертификатов, дипломов, свидетельств и других видов справок о прохождении обучения (исключая личное обращение или запрос слушателя).
• Как всякая деятельность, работа ШПВ предполагает ведение учетно-отчетной документации ШПВ.
Организация занятий в ШПВ предполагает использование руководителем (преподавателем) определенных организационно-технических, ораторских приемов, исходя из учета особенностей слушателей. В работе с такой группой преподаватель становится и психологом, и организатором; вовлекает группу в непринужденную активную работу, ведущую к эффективному результату.
Из-за ограничительных мер, принятых в регионе в связи со сложной эпидемиологической ситуацией с коронавирусом в 2020 г., все ШПВ приостановили очные занятия. Но многие из них начали работать дистанционно (онлайн) в Интернете, используя возможности электронного обучения (e-learning) с применением дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников 1.
Электронное обучение (e-learning) — организация образовательной деятельности с применением информационно-образовательных ресурсов сети Интернет с помощью технических средств (компьютеров, ноутбуков, мобильных устройств) при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучающихся.
Разновидностью электронного обучения является дистанционное обучение, при котором контакт обучающихся с преподавателем — на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Этот контакт — виртуальный («не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению» 2).
Во время онлайн-обучения обучающийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с преподавателем (тьютором), общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и, например, повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.
Однако разницы между дистанционным и онлайн-обучением нет. То есть, по сути, и дистанционное, и онлайн-обучение — это электронное обучение, которое проводится посредством дистанционных образовательных технологий.
1 Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) Ст.16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/.
2 Интернет. Морфологический словарь (Online Etymology Dictionary). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.etymonline.com/word/virtual.
|