Турбомоторный: дела и судьбы. Спасибо деду за Победу!
Когда речь заходит о Великой Отечественной войне — сжимается сердце! Это проникновение боль людей далеких сороковых, это гордость за свой народ, который выстоял и победил в той страшной войне. Победа ковалась не только в боях, но и в тылу. Героизм в тылу — это подвиги, совершаемые в тишине трудовых будней. Но именно этот героизм, стал одним из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне. Он заключался в самоотверженном труде миллионов людей, которые, несмотря на все трудности и лишения, обеспечивали фронт всем необходимым. На заводах это не только выполнение и перевыполнение планов, но и внедрение новых технологий, рационализация производства, освоение новых специальностей. Такой передовик производства жил в нашем славном городе Свердловске и трудился на благо Родины на Уральском Турбинном заводе в годы войны и после нее. И о нем сегодня будет наше повествование, поскольку он является дедом одного из сотрудников Организационно-методического центра социальной помощи.
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года — газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих, служащих в военное время». Продолжительность трудового дня увеличилась на три часа, для всех отменялись очередные отпуска. Жизнь круто перестраивалась, подчиняясь отныне единственно важному делу — защите Отечества.
По решению Государственного комитета Обороны на Урал эвакуировались 667 предприятий, в том числе танкостроительные, созданные перед самой войной на Западе страны. Урал становился базой танкостроения. Он имел для того все возможности: крупнейший промышленный узел Нижний Тагил-Свердловск-Челябинск, но готового производства дизеля — сердца танка — на Урале к началу Великой Отечественной войны не было.
29 июня 1941 года был получен приказ об эвакуации всего дизель-моторного производства Кировского завода на Урал, в Свердловск, на Уральский турбинный завод, с целью освоения и развертывания здесь выпуска танковых дизелей.
3 июля 1941 года из Ленинграда отошел первый эшелон Кировского завода. Он был загружен только оборудованием, а уже последующие эшелоны шли комплектно с инструментом, с заготовками, с материалами, с рабочими и их семьями. Кировский завод эвакуировал на Урал только самых лучших своих рабочих с квалификацией не ниже 5 разряда. С одним из таких эшелонов 15 июля 1941 года выдвинулся из Ленинграда Федор Кирьянович Мущинин со своей семьей. Позднее рассказывали, что дорога, как правило, занимала более двух недель из-за долгого простаивания эшелонов в тупиках, так как на железнодорожных станциях Урала скапливалось большое количество поездов. Не все эшелоны достигали цели, многие попадали под бомбежку. Еще в дороге люди сталкивались с большими трудностями: ехали в необорудованных вагонах, не хватало еды, воды, приходилось менять одежду на еду.
3260 работников Кировского завода, а вместе с семьями их было около 10000 человек, которым требовалось размещение, прибыли на Урал. Составы привезли на Урал 1022 единицы первоклассного оборудования и более 1000 тонн задельной продукции. Все это сосредотачивалось на сравнительно небольшой площадке — на месте нынешнего Дворца Культуры Уралэлектротяжмаша. Здесь заканчивалась тупиком железнодорожная линия, сюда и загоняли эшелоны.
Состав за составом почти ежедневно, и нельзя ни на сутки повременить с разгрузкой, с расселением людей — в обстановке военного времени это приравнивалось почти к преступлению. Разгрузка именно первого эшелона далась особенно трудно. Из-за нехватки времени на разгрузку, людям буквально на руках приходилось выносить с железнодорожных платформ оставшиеся станки, а людей временно размещали в больших палатках, специально раскинутых на улице Старых большевиков. Кировцы жили в них до октября, пока не были сооружены на горе, у Калиновских разрезов (где сейчас трамвайное кольцо), одноэтажные бараки с двухъярусными деревянными койками. Эти бараки все называли тогда «скоростным поселком». Федору Кирьяновичу повезло, его с семьей разместили подселением в доме по улице Вайнера, они проживали в одной большой комнате двумя семьями.
Что было характерным, что рабочие, особенно молодые комсомольцы, постоянно искали способы увеличить производительность оборудования. Одним из них и был Федор Кирьянович Мущинин — сверловщик, токарь-карусельщик, молодой кандидат в члены партии. Он увеличил возможности своего станка за счет того, что стал выполнять на нем нарезку резьбы в отверстиях подшипников. В результате на ручной операции нарезки из 10 слесарей остались только двое. Передовику присвоили звание «Гвардеец трудового фронта» и выдвинули в бригадиры. В то время у Федора Кирьяновича был ученик Хамешакир Абсолямов, знатный впоследствии токарь. Он вспоминает:
«Учиться у Федора Кирьяновича было здорово. Все у него ладилось в руках, и зависть брала, и азарт, самому хотелось вот так же! Знаменитым стал учитель, а вместе с ним и бригада. У наших станков однажды сразу три завоеванных знамени стояло, к ним даже для охраны часового приставили».
По окончании войны 18 октября 1945 года за заслуги перед Отечеством, за ударный труд в тылу во время Великой Отечественной войны Мущинин Федор Кирьянович был награжден орденом Красной звезды. И в послевоенное время он трудился на Турбомоторном заводе. Позднее в 1977 году в Журнале «Знамя» от 4 ноября в выпуске №85 было опубликовано стихотворение «Дыхание пороховых лет», посвященное гвардейцам трудового фронта Турбомоторного завода. Приведу из него четверостишие: «…Подумать даже трудно ныне, какая то была пора. Вот слесарь коммунист Мущинин пять планов выдал «на-гора». Недаром первым на Урале в Москву, вождю он рапорт шлет. С победой трудовою Сталин в ответ поздравил наш завод…».
К 50-летию завода была издана книга тиражом 5000 экземпляров под названием «Турбомоторный: дела и судьбы» под авторством Т.И. Ефимовой и М.А. Ардашевой. Эта книга появилась в семье героя в 1988 году в год ее выпуска, когда, к сожалению, его уже не было в живых вот уже как 8 месяцев. Книга была подарена руководством завода в память о тех героических годах!
Хочу отметить, что на Уральский турбинный завод была эвакуирована не только дизельная часть Кировского завода из Ленинграда, но и Турбогенераторный завод из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный — запчасти для электростанций. Гильза для гвардейских реактивных минометов «катюша» стала первой боевой продукцией для фронта, выпуск которой освоили вместе уральцы с УТЗ и ленинградцы с Кировского. Общий успех сближал коллективы уральцев, кировчан и харьковчан, выполняя правительственное задание «все для фронта, все для победы», приближая Победу.
В среднем завод изготавливал по 25-30 дизель-моторов для танков Т-34 и КВ в сутки, за что впоследствии (в 1942 и 1943 годах) был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
5 апреля 1946 года моторный и турбинный заводы были объединены в Турбомоторный. С этого времени все изделия выпускались с новой эмблемой — ТМЗ. С 1976 года предприятие переименовали в производственное объединение «Турбомоторный завод» имени К. Е. Ворошилова.
Во время войны каждый четвертый танк шел в бой с мотором завода. И потому любой рабочий, инженер, техник мог считать себя солдатом, приближающим победу, наравне с тем, кто вел танк, стрелял и падал под пулями. Наступил мир, но по-прежнему в их руках была судьба страны, ее экономическая независимость.
Некоторые картинки взяты с сайта www.flaticon.com